ЗАЯВКА
на участие в конкурсе инновационных продуктов «Петербургская школа 2020»
Полное наименование образовательного учреждения (далее – ОУ): ГБДОУ №25 «Умка» детский сад комбинированного вида Курортного района г. Санкт-Петербурга (основной заявитель)
ФИО руководителя ОУ: Бабушкина Валентина Ивановна
Телефон/факс: 8 (812) 437 46 27
Электронная почта: mail@umka.edu.ru
ФИО научного руководителя ОУ, звание, должность, основное место работы: Полякова М.Н., к.пед.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ имени А.И.Герцена
Адрес сайта в Интернете с указанием страницы, на которой размещены материалы по инновационному продукту: http://umka.edu.ru продукт размещен на страничке «ОЭР и Инновации», http://1vbspb.caduk.ru/ продукт размещен на страничке «Новости», https://sites.google.com/a/shko.la/gbou-progimnazia-677/ продукт размещен на страничке «Инновационная деятельность», http://59ctspb.caduk.ru/ продукт размещен на страничке «Инновационная деятельность детского сада»
Наименование продукта, представляемого на конкурс: Учебно-методический комплекс «Основы предшкольного образования» для курсов повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования на базе инновационных образовательных учреждений (организаций)
Автор (авторский коллектив): Педагогические коллективы сети образовательных учреждений под научным руководством Поляковой М.Н.:
ГБДОУ №25 «Умка» Курортного района,
ГБДОУ №59 Центрального района,
ГБДОУ №1 Выборгского района,
Прогимназия №677 Выборгского района
Форма инновационного продукта: Учебно-методический комплекс
Тематика инновационного продукта: Кадровый капитал
Номинация: Образование
Общее описание инновационного продукта
Качество образования во многом определяется профессиональной компетентностью педагогических кадров. В системе образования Российской Федерации в последнее десятилетие отмечаются существенные изменения, влияющие на характер педагогического труда. Обновление содержания образования, вариативность, дифференциация методов и форм работы с детьми, широкое использование инновационных педагогических технологий как важного фактора развития оказывают существенное влияние на деятельность педагога, изменяют смысл и содержание педагогической практики.
Успех реализации изменений образовательного процесса в соответствии с идеями модернизации образования определяется тем, насколько готов к принятию инноваций сам педагог. В «человеческом ресурсе» или «человеческом потенциале» скрываются наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации, самым ценным ресурсом любой организации и предприятия являются люди, так как именно они производят продукты и услуги. «Человеческий фактор» рассматривается как объект инвестиций, более важный, чем оборудование и технологии. Это означает, что чем больше средств и внимания будет потрачено на подготовку персонала, чем результативнее будет организованно его обучение, тем более качественно в дальнейшем специалист выполнит свои задачи.
Система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров является главным источником получения педагогами и управленцами новой информации, нового знания и новых умений. Но многие исследователи проблемы солидарны в том, что существующая модель повышения квалификации данную стратегическую задачу решить не может, и поэтому её необходимо менять. Наиболее слабым звеном в системе постдипломного образования является отсутствие возможности или эпизодичность воплощения теории в практической работе образовательных учреждений. Институты постдипломного образования, где во многом сосредоточены научно-методические кадры, не могут показать на практике эффективность предлагаемых инновационных разработок: выезды в образовательные учреждения осуществляются реже, чем хотелось бы практическим работникам. Научно-методические центры или районные методические кабинеты осуществляют помощь на местах, но также в основном консультативного (информационного) характера. Периодическое участие педагогов в различных семинарах ориентировано опять-таки на получение новой информации. Тем самым возникает объективная необходимость появления такой структуры в постдипломном образовании, которая бы соединяла педагогическую науку и практику. Такой структурой стало само дошкольное образовательное учреждение. Оно организует обучение педагогических работников на «рабочем месте» в соответствии с особенностями, условиями и целями конкретного образовательного учреждения, профессиональными и личностными потребностями педагогов.
Анализ исследований по проблеме показывает, что потребность в постдипломном образовании связана у педагогов, прежде всего, с желанием удовлетворить свои профессиональные и личностные запросы, получить помощь в решении актуальных для них проблем. Обучение для них выступает как самообразовательная деятельность, в которую они включаются по собственному решению и в которой они весьма избирательны. Поэтому, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, необходимо решать проблему «приближения» постдипломного образования к личности, предлагать альтернативные пути, возможности и условия для саморазвития педагога.
Механизмом, который позволяет повысить профессиональное мастерство педагога, организовать локальную образовательную среду, обеспечивающую и инициирующую профессиональный рост, может стать реализация идеи повышения квалификации кадров при использовании потенциала инновационных образовательных организаций, в т.ч. на базе ресурсных центров, стажировочных площадок[1].
Представленный ниже инновационный продукт – Учебно-методический комплекс «Инновации в предшкольном образовании» для курсов повышения квалификации (КПК) педагогических работников дошкольного и дополнительного образования – разработан сетью образовательных учреждений г.Санкт-Петербурга с целью трансляции инновационного опыта по организации предшкольного образования. Мы рассматриваем это как формувнутрикорпоративного повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающую развитие компетентностей, значимых для работы в современной образовательной ситуации.
Образовательная программа формируется с учетом потребностей слушателей, которые имеют возможностьвыбора образовательного содержания. Обучение по программе, реализуемой на базе ресурсного центра (стажировочной площадки) силами педагогов-практиков, носит выраженный практико ориентированный характер, теоретические знания апробируются слушателями еще в процессе обучения. Каждое занятие по программе включает теоретическую (лекционную) и практическую части. Изложение теоретических аспектов сопровождается электронными презентациями, как правило, используется лекция-диалог с проблемными вопросами для активизации слушателей. Практическая часть включает открытые показы работы педагогов с детьми, демонстрирует применение только что прослушанной теории в практике работы. Используются интерактивные формы передачи инновационного опыта: лекция-диалог с применением информационно-коммуникативных технологий, мастер-классы, практикумы, тренинги, открытые просмотры работы воспитателя с детьми и родителями. Наличие сайта, печатных и электронных материалов делает наш опыт еще более доступным для всех заинтересованных людей и организаций. Кроме того, программа предусматривает ознакомление слушателей с инновационным опытом нескольких образовательных учреждений. Это возможно при наличии сетевого взаимодействия, которое в нашем варианте включает четырех участников реализации программы. Выезды слушателей на разные площадки расширяют объем инновационного содержания, позволяют наблюдать разные варианты решения задач предшкольной подготовки, определять для своей профессиональной деятельности наиболее предпочтительные из них.
Слушателям на каждом занятии по конкретной теме предоставляется изучаемое содержание в электронном и/или бумажном вариантах. Эта информация включает и теоретические сведения, и методические рекомендации по осваиваемой теме. Для осмысления новой информации слушатели в обязательном порядке выполняют домашниепрактические задания, требующие творческого преобразования полученной информации с учетом условий осуществления профессиональной деятельности (текущий контроль).
В конце обучения слушатели представляют разработанные на основе полученной информации собственные методические материалы (итоговый контроль). Преимущественно это – детские проекты, новая, интересная, имеющая огромный развивающий потенциал форма. Все наработки слушателей также складываются в «копилку методических материалов» и распространяются в группе. Качество самостоятельно разработанных слушателями материалов позволяет оценить общую результативность проведенных на базе ОУ курсов повышения квалификации.
Глоссарий
1. Внутрикорпоративный – замкнутый пределами корпорации (в нашем случае – в пределах системы дошкольного образования города)
2. Внутрикорпоративное обучение – система повышения квалификации педагогических работников, проводимая на базе образовательной организации (ресурсного центра или стажировочной площадки) с привлечением собственных преподавателей из числа практических работников и направленная на внедрение в дошкольную практику образовательных инноваций. Основная цель внутрикорпоративного обучения в дошкольном образовании – повышение компетентности педагогов детских садов в решении задач внедрения инновационного опыта в практику дошкольного дела.
3. Интерактивное обучение – обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения
4. Повышение квалификации педагогических работников – форма непрерывного образования педагогов, целью которой является совершенствование теоретической подготовки, профессионального мастерства для внедрения педагогических инноваций в практику образовательных систем и улучшения качества образования.Активная включенность педагога в процесс повышения квалификации является главным условием развития его творческого потенциала: его компетентности и педагогического мышления, профессионально значимых качеств, субъектной позиции.
5. Предшкольное образование – образование детей старшего дошкольного возраста
Аналоговый анализ
Проблема организации постдипломного обучения взрослых не является новой. Существуют специальные образовательные учреждения (организации), основной целью которых является организация и проведение курсов повышения квалификации. В Санкт-Петербурге такую деятельность осуществляют АППО, ЛОИРО (для областной системы образования), районные ИМЦ и НМЦ, РГПУ имени Герцена, ресурсные центры (школы и дошкольные ОУ, учреждения дополнительного образования).
Программ повышения квалификации для педагогов ДОУ предложено много, счет идет на десятки. Но ориентированных на предшколу программ немного. Анализ этих продуктов показал наличие нескольких программ, тематически близких нашей инновационной программе – всего 5, а также методические материалы в помощь педагогам подготовительных групп – всего 1. (См Приложение 1).
Часть из представленных программ ориентирована на учителей начальной школы (№2), часть – на педагогов ДОУ (№3). Представленные программы не предполагают выбора образовательного содержания слушателями курсов, оно задано разработчиками программ.
Практически все программы предполагают традиционную трансляцию содержания предшкольного образования слушателям курсов, «разбавленную» посещением образовательных учреждений для демонстрации практической работы с детьми. В описании предполагаемых результатов чаще встречается слово «знание», редко – «умение». Таким образом, основная цель реализации анализируемых аналоговых программ предшкольного образования – информационная.
В качестве методического сопровождения предлагается список психолого-педагогических источников, из которых слушатели могут почерпнуть новые идеи и технологии (а это требует дополнительных временных и материальных ресурсов педагогов). Также предлагаются опытные разработки практиков, имеющиеся в медиатеке преподавателей; эти разработки не носят системный характер, раскрывают отдельные подходы к организации предшколы.
Такой подход к образованию взрослых исчерпал себя, он формализует обучение, делает его не субъектно ориентированным, слабо развивающим практические умения педагогов по решению задач предшкольного образования, что позволяет говорить о недостаточном развитии компетентностей педагогов для работы с детьми старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе с учетом современных достижений педагогики. Наверное, неслучайно поэтому, что из шести заявленных близких по тематике продуктов реально востребованы только 2: это методические материалы (ЛОИРО) и программа «Психолого-педагогические основания конструирования модели образовательного процесса в группах предшкольной подготовки» (АППО, кафедра дошкольного образования, на основе хозрасчёта). Остальные программы теоретически существуют, но обучение по ним не ведётся.
Преподавателями аналоговых программ являются штатные методисты, каждый из них «читает» свое направление работы, чаще ориентируясь на требования теории, нежели на запросы практики. Таким образом, общее содержание предшколы «расчленяется» на отдельные предметные направления, а это не способствует его интеграции воспитателем в группе.
Предлагаемая нами программа имеет ряд существенных отличий:
1. Целостный характер содержания предшкольного образования. Представлены разные направления работы по программе: работа с детьми старшего дошкольного возраста (цели, содержание, формы, диагностика и оценка результатов), нормативно-правовое обеспечение предшкольного образования, работа с семьей, взаимодействие с социальными партнерами.
2. Технологический характер содержания предшкольного образования: воспитатель учится строить работу по предшкольному образованию от диагностики готовности к школе, к формулированию актуальных образовательных задач, отбору разного содержания и форм для решения этих задач до диагностики результативности проведенной работы.
3. Вариативный характер содержания предшкольного образования. Представлено избыточноесодержание работы с детьми, на основе чего воспитатель-курсант имеет возможность выбора части образовательной программы, ориентируясь на свои условия работы, свое видение значимых задач, свои предпочтения, свой опыт. Именно такой подход способствует проявлению интереса и, как следствие, педагогического творчества по предшкольной подготовке.
4. Практическая направленность содержания и доказанная практикой эффективность предлагаемых программой новых форм работы с детьми и семьями воспитанников. Содержание, предлагаемое нашей программой, является новаторским, апробировано в процессе опытно-экспериментальной работы, доказало свою эффективность и поэтому включено в программу КПК.
5. Интерактивность используемых форм трансляции инновационного содержания предшкольного обучения. Лекции с элементами дискуссий, лекции-диалоги, обсуждение самых волнующих проблем (на которые, возможно, еще нет однозначного ответа в нормативных документах, в педагогической науке), практикумы, мастер-классы, анализ видеозаписей активно вовлекают в образовательный процесс слушателей, позволяют опираться на коллективный опыт и приближают систему постдипломного образования к запросам педагогов, делают более доступными ресурсы знаний во всем их многообразии. В процессе совместных обсуждений-размышлений легко устанавливать партнерские отношения с коллегами с целью реализации новых совместных проектов, обмена инновационным опытом и научно-методическими материалами, оказывать оперативную помощь в решениипрофессиональных проблем выбирать ориентиры в профессиональной деятельности. Интерактивные формы позволяют иметь обратную связь со слушателями, корректировать действия для оптимизации обучения слушателей курсов.
6. Методическая обеспеченность всех заявленных в программе содержательных тем, как с позиций теории (теоретики – для практиков), так и наличие разных практических материалов для педагогов (практики – для практиков). Это позволяет сразу включать в образовательный процесс новые разработки, апробировать новые формы работы с детьми и семьями, творчески модифицировать и дополнять идеи коллег; что стимулирует воспитателей к новым творческим достижениям.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что качество представляемой нами программы существенно выше, чем у выявленных аналогов. Она действительно инновационная и по содержанию, и по форме проведения.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта
Внутрикорпоративное обучение может осуществляться при использовании потенциала инновационных образовательных организаций, в т.ч. на базе ресурсных центров и стажировочных площадок. Работать в формате ресурсного центра может образовательное учреждение, имеющее положительный опыт деятельности в области инноваций, внедрения и разработки новых продуктов и имеющее кадровые, материально-технические, информационные и иные ресурсы, способствующие эффективному распространению данного опыта.
Федеральные стажировочные площадки создаются как форма дополнительного профессионального образования, обеспечивающая обмен опытом и идеями реализации ФГОС, для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в области модернизации муниципальных систем дошкольного образования, а также для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.
Среди направлений деятельности таких инновационных организаций есть «разработка, апробация и (или) внедрение методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 218 Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования).
Соответственно, программа КПК, подобная представленной здесь, может быть реализована образовательным учреждением (организацией), находящимся в статусе инновационного и имеющим содержательный и результативный опыт, представляющий интерес для практических работников дошкольного (дополнительного) образования.
Не каждая инновационная организация способна разрабатывать и реализовать программы повышения квалификации. Это возможно при следующих условиях:
• при наличии в организации инновационного опыта, систематизированного и отраженного в разнообразных методических материалах в печатном и электронном видах, в иных образовательных продуктах;
• при наличии педагогов-практиков, желающих и способных и имеющих время транслировать опыт другим в форме лекций, мастер-классов, семинаров, тренингов и проч. форм
• при наличии педагогов, обладающих хорошей теоретической подготовкой и способных доступно транслировать методологические основы для слушателей курсов;
• при наличии материальных ресурсов, необходимых для создания средовых условий удобного и комфортного обучения группы. Это отдельное помещение для встреч со слушателями, удобное оборудование (для занятий, для отдыха во время перерывов), современные технические средства (фото видеоаппаратура, мультимедийный проектор, интерактивные доски, быстродействующие компьютеры с выходом в Сеть, копировальная техника и прочие девайсы).
Таким образом, для реализации программы КПК требуются следующие виды ресурсов: человеческие, временные, средовые, материально-технические.
Технология внедрения инновационного продукта
Что?
Учебно-методический комплекс «Инновации в предшкольном образовании» включает программу курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования и методическое обеспечение программы, а также дополнительный методический материал по теме курсов, помогающий слушателям осваивать инновационное содержание и применять его в своей профессиональной деятельности.
В основу проектирования целей и содержания программы положены следующие принципы:
Представленный методический материал разработан на основе инновационной деятельности образовательных учреждений, систематизирован, обобщен и переведен в форму, удобную для использования практическими работниками дошкольного образования; отражает достижения педагогической науки и практики в обрасти предшкольного образования.
Для чего и зачем?
Программа «Инновации в предшкольном образовании» предназначена для проведения курсов повышения квалификации педагогов дошкольного образования в новом формате: с использованием потенциала инновационных образовательных учреждений (организаций) – ресурсных центров, стажировочных площадок.
По утверждению С.Г. Вершловского, в современных условиях наиболее значимо, чтобы приобретенные взрослыми обучающимися знания и умения обеспечили высокий уровень профессиональной компетентности. Внедрение компетентностного подхода (как основы модернизации образования) предполагает изменение методов обучающей деятельности для получения новых образовательных результатов и повышения эффективности и качества образования. А это требует поиска новых путей в обучении педагогических кадров для работы в современном дошкольном образовательном учреждении, обеспечения непрерывности образования педагогов.
Одной из важнейших составляющих системы непрерывного образования является постдипломное образование. Анализ проведенных исследований позволяет заключить, что постдипломное образование представляет для педагогов ценность только в том случае, если полученные знания и умения могут быть реализованы в их профессиональной деятельности, и если они по собственному решению включаются в деятельность самообразования (Ю.Н.Кулюткин, И.В.Муштавинская , С.Г.Вершловский и др.). Именно поэтому в последнее время приобретает все большую актуальность проблема повышения квалификации педагога как субъекта педагогического процесса.
Для обретения подлинной субъектности в профессиональной деятельности будущему педагогу важно осознавать смысл этой деятельности. Именно наличие смысла задает направленность и формирует педагогические стратегии, оказывая влияние на выбор педагогом смысловых доминант при построении содержания педагогического процесса и профессиональной деятельности. С.А. Дружилов отмечает, что педагоги, видящие смысл своей деятельности, легче преодолевают профессиональные затруднения; они эффективнее адаптируются к изменяющимся условиям труда, в большей степени нацелены на саморазвитие. Личностные характеристики специалиста обретут статус профессионально значимых качеств, если он будет внутренне свободен в ситуации выбора и способен принять ответственность за процесс и результат своей деятельности. Данные характеристики не могут быть выражены сильно или чуть-чуть, они либо есть, либо их нет.
Анализ исследований по проблеме показывает, что потребность в постдипломном образовании связана у педагогов, прежде всего, с желанием удовлетворить свои профессиональные и личностные запросы, получить помощь в решении актуальных для них проблем. Обучение выступает как самообразовательная деятельность, в которую педагоги включаются по собственному решению и в которой они весьма избирательны. Поэтому, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, необходимо решать проблему «приближения» постдипломного образования к личности, предлагать альтернативные пути, возможности и условия для саморазвития педагога.
Исследователь Шевелев А.Н. выделяет четыре основные тенденции изменений, происходящих в постдипломном педагогическом образовании:
1. Изменения в содержании образования: от предметного, методического, узко технологического к научному, аналитическому, ценностному;
2. Изменения в принадлежности образования: от государственного, немотивированного, «подневольного» к общественному, активному, мотивированному;
3. Изменения в формах образования: от длительных, жестких, фундаментальных – к коротким, гибким, прикладным;
4. Изменения в результативности образования: от формальных результатов (получение сертификатов о прохождении курсов) к реальным, связанным с потребностями самих педагогов и педагогической практики.
Как отмечает философ педагогики Колесникова И.А., чтобы стать педагогом-профессионалом, надо стимулировать появление в реальности «профессионально-педагогического качества». Что же подразумевается под этим качеством? Что может педагог-профессионал в отличие от непрофессионала, осуществляющего педагогическую функцию? С позиции гуманной педагогики практически на всех этапах развития педагогической мысли основными требованиями к воспитателю-профессионалу были:
v наличие глубоких знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский);
v развитое умение понимать другого человека (А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, В.А.Сухомлинский, Н.В.Клюева, А.К.Маркова и др.);
v владение педагогической техникой и педагогическим мастерством (Ю.П.Азаров, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.);
v обладание профессионально значимыми личностными свойствами и ценностными ориентациями (А.Г.Гогоберидзе, В.Н.Белкина, МВ.Корепанова, В.И.Слободчиков, А.А.Майер и др.).
Но единое мнение большинства исследователей состоит в том, что педагог-профессионал видит именно в человеке смысл и цель своих педагогических усилий, именно это видение определяет профессиональную позицию и является системообразующей характеристикой педагогической деятельности.
Пригожин А.И. отмечает, что успешное развитие человека и общества обеспечивается преимущественно ценностным целеполаганием, именно в нем – источник развития и достижений отдельной личности, организации и общества в целом. Но такое целеполагание возможно только при осознании самим субъектом смысла своей деятельности.
Для человека вначале смысл выступает как общественное значение, и лишь потом как смысл для него самого. Невозможно передать смысл, он обнаруживается в результате поиска, как следствие внутренней работы.
Предлагаемая программа курсов повышения квалификации, подкрепленная методическими материалами, ориентирована на развитие ценностного целеполагания у воспитателей в профессиональной деятельности на примере организации работы по подготовке ребенка к школе. Важно, чтобы педагог мог осмысленно осуществлять профессиональную деятельность, адаптируя образовательные задачи и содержание программы к конкретному воспитаннику с учетом его ситуации развития, осмысленно применяя инновационные технологии обучения и развития ребенка.
Деятельность инновационных образовательных организаций по повышению квалификации педагогических кадров позволяет приблизить систему постдипломного образования к запросам педагогов, сделать более доступными ресурсы знаний во всем их многообразии, устанавливать партнерские отношения с коллегами с целью реализации новых совместных проектов, обмена инновационным опытом и научно-методическими материалами, оказывать оперативную помощь в решении профессиональных проблем
Для кого?
Предлагаемый продукт предназначен для организаций и людей, занимающихся постдипломным образованием в форме повышения квалификации педагогических кадров и ищущих пути достижения высокого качества образования. Прежде всего – для ресурсных центров, стажировочных площадок, реализующих задачу внедрения в практику инноваций и являющихся базой повышения квалификации и стажировки работников образования.
На наш взгляд, важно не столько содержание предлагаемого продукта, сколько цели и форма организации обучения слушателей курсов повышения квалификации. О целях сказано выше, а форма предполагаетвнутрикорпоративное обучение.
В ряде исследований по проблемам повышения квалификации педагогов внутрифирменное обучение и внутрикорпоративное обучение рассматриваются как синонимы (И.А.Лазарева, , Г.А.Русских, А.Улесов С.А.Филин, Т.А.Филина и др.) Мы, однако, дифференцируем эти виды. Внутрифирменное обучение при этом рассматриваем как систему подготовки (обучения и переподготовки) персонала, проводимую на базе предприятия (или корпоративных учебных центров) с привлечением собственных или внешних преподавателей, и строящуюся на решении проблем, специфичных для конкретной организации. Под внутрикорпоративным обучением будем понимать систему повышения квалификации педагогических работников, проводимую на базе образовательной организации — ресурсного центра или стажировочной площадки с привлечением собственных преподавателей из числа практических работников и направленную на внедрение в дошкольную практику образовательных инноваций. Основная цель внутрикорпоративного обучения в дошкольном образовании – повышение компетентности педагогов детских садов в решении задач внедрения инновационного опыта в практику дошкольного дела.
Как отмечает Петр Щедровицкий, «мы не можем повышать квалификацию, будучи сами неквалифицированными». Статус ресурсного центра или стажировочной площадки предполагает более высокое, в сравнении с рядовым образовательным учреждением, качество, более высокий уровень форм и средств передачи опыта. В соответствии с этой идеей, повышением квалификации могут и должны заниматься педагоги-практики высокой квалификации, понимающие тенденции развития дошкольного образования, умеющие проектировать развитие дошкольной системы в нужном для данного времени направлении, обеспечивающие «опережающий характер» изменений. Благодаря такому подходу, система повышения квалификации выходит из подчиненной и обслуживающей роли и становится центром инновационного движения в районе, регионе и дошкольном образовании в целом.
Как?
Перед началом курсов преподаватели (в роли которых выступают педагоги-практики инновационной площадки – базы КПК) совместно со слушателями определяют содержание программы курсов, выбирая из предложенных вариантов только 6 тем. Каждая тема ориентирована на одно занятие (6 академических часов). Программа КПК реализуется в течение трех месяцев, в режиме одно занятие в две недели. За это время проводится 6 занятий (всего 36 академических часов). Столько же времени отводится на самостоятельную работу слушателей. В каждую встречу слушателям дается домашнее задание, для реализации которого необходимо осмыслить полученную информацию, попробовать ее применить в своей практике, проанализировать результаты, поделиться ими в следующую встречу. Поэтому, как показал опыт, «погружение» в программу нецелесообразно, так как требуется время на осмысление полученной информации, ее практическое применение в собственной профессиональной деятельности. Система домашних заданий помогает слушателю постепенно разработать (а некоторым – апробировать) и представить для экспертизы итоговые задания – проекты работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Каждое занятие по программе курсов включает теоретическую (лекционную) и практическую части. В первой части занятия слушатели знакомятся с теорией. Используется диспут или лекция-диалог с проблемными вопросами для активизации слушателей, изложение теоретических аспектов всегда сопровождается электронными презентациями или видеороликами. Во второй части занятия слушатели наблюдают реализацию теории в практике: демонстрируются варианты применения теоретических знаний в работе с детьми и родителями (через анализ видеофрагментов, проведение мастер-классов, практикумов, тренингов, открытых показов, семинаров-практикумов, деловых игр).
Благодаря сетевому взаимодействию, программа предусматривает ознакомление слушателей с инновационным опытом нескольких образовательных учреждений, что для практиков всегда привлекательно и познавательно. Выезды на новые площадки расширяют объем инновационного содержания, позволяют слушателям наблюдать разные варианты решения задач предшкольной подготовки, определять для своей профессиональной деятельности наиболее предпочтительные из них.
Основные базы это Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 комбинированного вида Курортного района г.Санкт-Петербурга «Умка» — городской и районный ресурсный центр (2010-2012), городская опытно-экспериментальная площадка (с 01.01.2013г.) и Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 59 Центрального района г.Санкт-Петербурга – Федеральная стажировочная площадка с 2011 года. В обучении педагогов также принимают участие еще две районные экспериментальные площадки (Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида Выборгского района г.Санкт-Петербурга и Государственное бюджетное образовательное учреждение Прогимназия №677). Заметим, что педагогические коллективы этих учреждений отличаются высокой квалификацией, мотивированностью к ведению опытно-экспериментальной работы и трансляции инновационного опыта для других педагогов, высоким научным потенциалом (в составе педагогических кадров два кандидата педагогических наук, магистры педагогики).
Например, на базе детского сада №59 происходит знакомство слушателей курсов повышения квалификации с такими моделями организации предшкольного образования: как ситуативная, проектно-игровая. В детском саду №25 слушатели знакомятся с авторской технологией воспитания у детей интереса к школе, игровыми методами развития школьно-значимых качеств, авторскими подходами к педагогической диагностике и мониторингу школьной готовности. В детском саду №1 показывают возможности использования информационно-коммуникативных технологий в образовании детей предшкольного возраста (в т.ч. с использованием Mimio), передают опыт развития познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников средствами экспериментирования. В прогимназии демонстрируют реализацию принципа преемственности между детским садом и начальной школой, пути организации единого образовательного пространства, формы и содержание взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
На занятиях у слушателей есть возможность получить ответ на сложные вопросы, проконсультироваться по сложным случаям из своей практики у опытных специалистов-преподавателей, обсудить идеи и новшества в предшкольном образовании.
В конце обучения слушатели индивидуально или в небольших подгруппах (по желанию) представляют разработанные на основе полученной информации методические материалы. Преимущественно это – детские проекты, новая, интересная, имеющая огромный развивающий потенциал форма. Все наработки слушателей также складываются в «копилку методических материалов» и вместе с пакетом методических материалов к теме курсов выдаются слушателям на электронном носителе.
Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта
Реализация данного продукта для слушателей КПК:
1. позволяет повысить компетентность в области решения задач предшкольного образования, что проявляется:
• в освоении и присвоении педагогами значимой для этого направления деятельности информации,
• в развитии у педагогов необходимых для качественной организации предшкольной подготовки умений (диагностировать ребенка старшего дошкольного возраста с позиции готовности его к школе и школьному обучению, проводить мониторинг готовности к школе; формулировать на основе результатов диагностики актуальные задачи, направленные на выравнивание стартовых возможностей для успешного обучения в школе; проектировать работу с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию интереса к школе, развитию значимых мотивов обучения; осуществлять содержательное взаимодействие с семьями воспитанников – выпускников ДОУ; использовать разнообразные пути и средства для реализации принципа преемственности дошкольного и начального звеньев образования)
• в умении применять инновационные технологии предшкольного образования, творчески преломляя их к условиям профессиональной деятельности
2. обеспечивает процесс реализации цели и задач предшкольного образования разнообразными методическими материалами и практическими разработками, полученными на курсах
3. способствует развитию у педагогов познавательного интереса к профессии, активному накоплению профессионального педагогического опыта, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать своё образование и квалификационную категорию, пробуждает у воспитателей детских садов желание осуществлять педагогическое творчество в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
4. способствует организации и развитию профессионального взаимодействия педагогов из разных образовательных учреждений города
5. дает возможность проходить курсы повышения квалификации в удобном режиме, без отрыва от работы, акцентируя внимание на решении значимых именно для самого педагога проблем, что делает процесс повышения квалификации личностно-ориентированным, а потому неформальным и значимым
Реализация данного продукта ресурсными центрами, стажировочными площадками:
6. Стимулирует самообразование педагогов, желание обновлять и совершенствовать педагогический инструментарий, что определяется необходимостью транслировать опыт коллегам и возможностью обмена опытом, новыми идеями в процессе общения с педагогами из других детских садов
7. Способствует пополнению портфолио педагогов, принимающих участие в обучении взрослых, что немаловажно для прохождения аттестации.
8. Способствует активному развитию педагогического коллектива, единой команды, поскольку реализация обучения на базе образовательной организации требует от людей сплоченности, поддержки друг друга, взаимозаменяемости и умения организовать слаженную деятельность.
9. Разработка и реализация инновационных программ обучения позволяет ресурсному центру быть на шаг впереди других, что в целом повышает конкурентоспособность образовательной организации.
Для системы дошкольного образования в целом следствием повышения квалификации педагогов на базе инновационных площадок является повышение качества образовательной деятельности детских садов, внедрение инновационных подходов в практику дошкольного образования, развитие педагогического творчества.
Об эффективности результатов свидетельствуют многочисленные положительные отзывы педагогов, прошедших обучение по инновационной программе «Инновации в предшкольном образовании», ими даны положительные отзывы о проведенных мероприятиях, высокая оценка содержания и формы проведения курсов (100% слушателей дали такую оценку), в своих анкетах-отзывах педагоги отмечают актуальность тематики и современную форму организации обучения взрослых. Педагоги, посещающие наши курсы, отмечают практическую направленность содержания, отличную возможность его системного использования в своей профессиональной деятельности. (См Приложение 2)
За 2010-2013 годы на базе сети инновационных площадок прошли обучение более 500 воспитателей ДОУ из разных районов г. Санкт-Петербурга (в объеме от 36 до 72 часов). Отметим, что все педагоги, посетившие первое занятие, посещали и все остальные занятия, посещаемость зафиксирована на уровне 92-95%, что редко можно наблюдать при традиционной организации КПК.
О востребованности опыта свидетельствует включение нашей программы в качестве основы в программу курсов ФСП (Федеральной Стажировочной Площадки), модуль 2 «Новые формы организации образовательных услуг для детей предшкольного возраста». Отмечен высокий спрос именно на этот модуль. Так, только за 2012 год мы приняли участие в обучении 3 групп краткосрочных (6-ти часовых – 75 человек) и 8-и групп 36 часовой длительности обучения (около 200 слушателей).
Выпускные работы, выполненные слушателями при прохождении КПК на базе инновационных площадок, высокого качества, разработаны с учетом ИК технологий, представляют интерес для практики. Поэтому запланирована публикация наиболее интересных и содержательных выпускных проектов слушателей.
Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления
Организация внутрикорпоративного обучения имеет не только положительные, но и отрицательные стороны для инновационных образовательных организаций, на базе которых и проходит обучение. Среди отрицательных моментов выделим следующие:
1. Высокий уровень нагрузки на педагогов, осуществляющих курсовое обучение, поскольку обучение взрослых – вторичная функция, требующая времени на подготовку и проведение занятий. Педагоги, прежде всего, должны реализовывать свою основную функцию – организацию образовательного процесса, направленного на развитие ребенка. Решение проблемы мы видим в расширении сетевого взаимодействия, увеличении количества педагогов, включенных в состав преподавателей. Заметим, что повышение квалификации может осуществляться лишь на инновационных площадках, обладающих необходимыми ресурсами. (См. с. 6-7 данного документа).
2. На сегодняшний день пока еще не решена проблема экспертизы программ повышения квалификации на базе инновационных ОУ и выдачи удостоверений после прохождения курсов. Ресурсные центры не имеют такого права, что затрудняет организацию и проведение курсов. Ведь слушателю нужны не только знания, формальное удостоверение прохождения курсов – тоже значимая составляющая мотивации прохождения программы. Наш опыт проведения курсов повышения квалификации показывает, что слушатели согласны заниматься на базе наших площадок даже при условии отсутствия сертификатов, так как их привлекает, прежде всего, возможность обогащения своего профессионального опыта. Но если они действительно становятся более компетентными, что мешает это зафиксировать документально? Решение проблемы возможно в рамках экспертизы программы повышения квалификации и при положительном заключении разрешения инновационным центрам выдавать сертификаты прохождения курсов повышения квалификации слушателям. Можно такие программы реализовывать совместно с организациями, имеющими право выдачи сертификатов (районные ИМЦ, АППО и др.), но здесь важна поддержка органов управления образованием. Только инновационной площадке эту проблему не решить.
Представляя заявку на конкурс, гарантируем, что авторы инновационного продукта:
— согласны с условиями участия в данном конкурсе;
— не претендуют на конфиденциальность представленных в заявке конкурсных материалов и допускают редакторскую правку перед публикацией материалов;
— принимают на себя обязательства, что представленная в заявке информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.