ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
повышения квалификации
«Основы предшкольного образования»
Программа разработана:
Поляковой М.Н., к.пед.н., зам.зав.по инновационной работе ГБДОУ № 25
Санкт-Петербург
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность: Поступление в школу – новый этап развития ребенка, переход к которому должен быть подготовлен особым образом построенным воспитательно-образовательным процессом в детском саду, ориентированным на возможно более полное развитие каждого ребенка как активного субъекта познания, деятельности и общения.
В контексте «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 г.г.» предметом приоритетного внимания является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе. В качестве ключевого решения рассматривается введение «предшкольного образования» для детей с 5-лет 6 месяцев до 7 лет, в так называемый сензитивный период, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте.
Курсы повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические основы предшкольного образования» направлены на углубление компетентности педагогов ДОУ в решении проблемы организации подготовки ребенка к школьному обучению, выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников на пороге школы.
Цель программы: повышение квалификации старших воспитателей, воспитателей, педагогов дошкольных образовательных учреждений в области реализации преемственности дошкольного и начального образования, организации работы по выравниванию стартовых возможностей будущих первоклассников.
Научная новизна программы представлена следующими позициями:
1. сохранение самоценности дошкольного возраста, ориентация на природосообразные методы воспитания и обучения старших дошкольников, преимущественно игру.
2. проектирование работы на основе психолого-педагогической диагностики, что позволяет повысить результативность деятельности ДОУ по подготовке ребенка к школе
3. сохранение вариативности в организации предшкольного образования (на основе выстраивания работы по разным моделям), что позволяет организовать предшкольную подготовку в условиях детского сада, в учреждениях дополнительного образования, в школах.
Практическая значимость программы определяется необходимостью преодоления ряда проблем современного дошкольного образования, среди которых наиболее значимые:
Þ унифицированный режим, жесткая регламентация жизни детей и деятельности педагогов массового детского сада.
Þ ребенок с его интересами, эмоциональностью, познавательной активностью теряется между соблюдением режимных моментов. В таких условиях ребенок не имеет права выбора деятельности;
Þ современные программы дошкольного обучения подразумевают раннюю интеллектуализацию детей, что не всегда благотворно сказывается на состоянии их здоровья;
Þ отсутствие эффективных средств и систем сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе создает ряд проблем, порождающих угасание детского интереса к процессу образования, несогласованность действий семьи и воспитателей, конфликтность между взрослыми и детьми и т.п.;
Þ при подготовке дошкольников к школьному обучению внимание родителей и воспитателей обращено на знаниевую подготовку, на формирование определенных навыков учебных действий. Это негативно сказывается как на физическом, так и на психическом самочувствии детей.
Программа предусматривает освоение слушателями средств и способов оптимизации образования детей старшего дошкольного возраста и преодоления негативных моментов педагогической практики в аспекте подготовки ребенка к школе.
Логика и принципы построения программы:
В основе программы лежат следующие принципы
Содержание программы строится на основе принципов вариативности, научности, проблемности, полифункциональности, целостности, интегративности, практикоориентированности, творческого характера присвоения информации обучающимся.
Содержание программы распределяется между лекциями, практическими занятиями и самостоятельной работой на основе принципов дополнительности, единства теории и практики. В лекционном курсе рассматриваются общие теоретические положения и понятия, научно-методологические основы организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, на практических занятиях анализируются педагогические условия и средства подготовки детей к школе, проектируются фрагменты педагогического процесса. Самостоятельно слушатели закрепляют и расширяют представления об организации предшкольного образования, выполняя задания по пройденным темам. Интегрируются полученные представления в процессе составления и защиты портфолио.
Программа предусматривает выполнение следующих задач:
1. ориентация педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, в современных проблемах предшкольного образования и вариантах их методического разрешения.
2. развитие умений проектировать и осуществлять процесс подготовки ребенка к школе на основе результатов педагогической диагностики школьной готовности.
3. развитие профессиональной педагогической позиции и индивидуального педагогического творчества.
Технологии реализации образовательной программы: бинарные лекции, ИКТ, мозговой штурм, решение проблемных ситуаций и педагогических задач, наблюдение и анализ практики работы с детьми, мастер-классы, семинары-практикумы, игротренинги.
Ресурсное обеспечение: использование возможностей городской экспериментальной площадки ГБДОУ №25 «Умка» по проблеме инноваций в сфере предшкольного образования, возможностей сетевого взаимодействия (ГБДОУ №1 Выборгского района – районной экспериментальной площадки, ГБДОУ №59 Центрального района – районной экспериментальной площадки, ОУ Прогимназия №677 Выборгского района – районной экспериментальной площадки).
Диагностика и формы контроля
Формы контроля и отчетности:
¾ посещаемость,
¾ выполнение текущих заданий
¾ активность в обсуждении ситуаций и просмотров
¾ практическая работа на занятии
Освоение программы завершается итоговой аттестацией: защита творческой работы (детского проекта).
По итогам выполнения учебного плана учитель получает свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации государственного образца.
Цель: повышение квалификации в области реализации преемственности дошкольного и начального образования
Категория слушателей: старшие воспитатели, воспитатели, педагоги дополнительного образования образовательных учреждений
Срок обучения: 180 часов (в том числе аудиторных – 72 часа)
Режим занятий: два-три раза в месяц по 4 часа, в последний месяц – «погружение» на 3 дня по 8 часов
№ |
Наименование разделов и учебных дисциплин |
Всего часов |
в том числе |
Форма контроля |
|
аудитор. |
самост. |
||||
1. |
Цели и основания организации предшкольного образования в России |
9 |
5 |
4 |
|
1.1 | Анализ достижений и проблем дошкольного образования как предпосылка предшкольного образования. Концептуальные идеи предшкольного образования. |
1 |
1 |
— |
Участие в диалоге. Какие проблемы готовности к школе есть? Какие достижения в подготовке детей к школе в ДОУ можно выделить? |
1.2 | Нормативно-правовые основания организации предшкольного образования в РФ.
|
1 |
— |
2 |
Подбор и анализ нормативно-правовых документов по организации предшкольного образования (эл. вариант) |
1.3 | Вариативные модели организации предшкольного образования в России и за рубежом |
2 |
2 |
— |
Формулирование мнения о представленных формах организации предшкольного образования (Обсуждение) |
1.4 | Преемственность дошкольного и начального образования |
2 |
2 |
2 |
Преемственность детского сада и школы: есть или нет? Групповая дискуссия Конспект одной из форм, направленной на обеспечение преемственности ДОУ и школы. |
2. | Готовность к школе в контексте личностного развития ребенка:готовность к новой социальной позиции, готовность к взаимодействию в новой образовательной среде, готовность к статичному режиму дня, готовность к учебной деятельности
|
3 |
1 |
2 |
Составление глоссария по теме «Готовность к школе», «предшкольное образование» (Текстовый или эл.вариант) Запись и анализ детских вопросов, изучение представлений детей о школе (Что я знаю о школе, Что я хочу узнать) |
3. | Психолого-педагогические основы организации предшкольного образования |
16 |
8 |
8 |
|
3.1 | Педагогическая диагностика как первый шаг в организации работы по подготовке детей к школе |
8 |
4 |
4 |
Педагогическая диагностика готовности к школе детей группы, отражение результатов в таблице |
3.2 | Особенности предметно-развивающей среды в старших группах детского сада.
|
3 |
1 |
2 |
Проект внесения изменений в среду для подготовки детей к школе (для своей группы) |
3.3 | Взаимодействие воспитывающих взрослых в процессе подготовки ребенка к школе. |
5 |
3 |
2 |
Конспект одной из форм взаимодействия с родителями выпускников |
4 | Технологии развития школьно значимых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
|
38 |
20 |
18 |
Портфолио по воспитанию готовности к школе |
4.1 | Воспитание интереса к школе в процессе формирования мотивационной готовности. |
4 |
4 |
2 |
Конспект одной из форм воспитания интереса к школе |
4.2 | Развитие социально-личностной готовности как приоритетного направления подготовки к школе. |
12 |
6 |
6 |
Работа над проектом |
4.3 | Развитие познавательной активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста |
8 |
4 |
4 |
Работа над проектом |
4.4 | Укрепление физического здоровья как основы работоспособности будущих школьников |
4 |
— |
2 |
Самостоятельное изучение методических материалов |
4.5 | Игровые технологии подготовки ребенка к школьному обучению.
|
10 |
6 |
4 |
Рекомендации к взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста |
5. | Использование ИКТ в работе с детьми и родителями в процессе предшкольного образования |
3 |
1 |
2 |
Разработка одной из форм ИКТ (в рамках работы над проектом) |
6. | Планирование работы по подготовке к школе в условиях общественного дошкольного образования |
3 |
1 |
2 |
Решение педагогических задач |
ИТОГО: |
72 |
36 |
36 |
В процессе прохождения образовательной программы слушатель создает портфолио, отражающее содержание, пути и средства реализации задач предшкольного образования. Требования к портфолио: материалы отражают теоретическое обоснование предшкольного образования (20% объема) и практические задания для детей (80% объема), диагностические методики, краткие конспекты занятий и развивающих ситуаций для работы с детьми, рекомендации семье, представление среды для образования детей старшего дошкольного возраста в форме презентации или описания оборудования и материалов для своей группы.
Методические рекомендации к проведению курсов
Тема 1. Цели и основания организации предшкольного образования в России
1.1. Анализ достижений и проблем дошкольного образования как предпосылка предшкольного образования. Концептуальные идеи предшкольного образования.
Ориентация дошкольного образования на развитие личности ребенка; вариативность, гибкость дошкольного образования; многообразие связей дошкольных образовательных учреждений с культурными, образовательными, просветительскими учреждениями; открытость дошкольного образования. Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования.
1.2. Нормативно-правовые основания организации предшкольного образования в РФ.
Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста: Федеральный закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года, положения Федеральной программы развития образования в России, Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (2008)
1.3. Вариативные модели организации предшкольного образования в России и за рубежом
Виды моделей организации предшкольного образования: традиционная модель (полного пребывания в ДОУ) направлена на формирование мотивов школьного обучения, развитие универсальных учебных умений, воспитание интереса к школе и развитие представлений о ней. Средовая модель способствует развитию умения делать выбор и принимать решения, быть ответственным за свои поступки; умение быть автономным, самодостаточным, независимым от взрослого; умение считаться с окружающими. Ситуативная модель способствует успешной социализации детей, раскрытию их индивидуальности, творческих способностей, развитию самостоятельности, самооценки, самосознания. Модель на основе метода проектов развивает любознательной и активность, учит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способствует становлению умения учиться, обеспечивает условия для самореализации ребенка, повышения самооценки. Модель социально-эмоционального развития помогает ребенку стать свободным и ответственным, развивает чувство собственного достоинства, умение делать самостоятельный осознанный выбор, проявлять понимание точки зрения другого человека.
1.4. Преемственность дошкольного и начального образования
Понятие преемственности, основания преемственности, виды преемственности. Нормативно-правовая поддержка преемственности дошкольной и начальной ступеней образования. Взаимодействие педагогов ДОУ и школы как условие обеспечения преемственности. Формы работы по обеспечению преемственности. Сотрудничество с учителями и школьниками. Прямые и опосредованные формы взаимодействия дошкольников со школьной реальностью.
Тема 2. Готовность к школе в контексте личностного развития ребенка.
Многокомпонентное содержание понятия «Готовность ребенка к школе». Представления взрослых о значимых направлениях подготовки ребенка к школе и реальные характеристики успешности современных первоклассников. Личностная готовность как проявление социального созревания ребенка. Аспекты готовности к школе: готовность к новой социальной позиции, готовность к взаимодействию в новой образовательной среде, готовность к статичному режиму дня, готовность к учебной деятельности
Неблагоприятные варианты психического развития в аспекте адаптации к школе и подходы к преодолению выявленных проблем.
Тема 3. Психолого-педагогические основы организации предшкольного образования.
3.1. Педагогическая диагностика как первый шаг в организации работы по подготовке детей к школе
Диагностика готовности ребенка к школе как основа проектирования образовательного процесса. Технология проведения педагогической диагностики школьной готовности. Наблюдение и другие методы проведения диагностики. Выявление проблем и достижений каждого ребенка. Проектирование работы на основе результатов диагностики.
3.2. Особенности предметно-развивающей среды в старших группах детского сада.
Роль и место развивающей среды в воспитании школьно-значимых качеств. Требования к среде старших возрастных групп. Развитие познавательных интересов средствами предметного окружения. Организация среды для воспитания самостоятельности будущего школьника. Возможности участия ребенка в выстраивании среды группы.
3.3. Взаимодействие воспитывающих взрослых в процессе подготовки ребенка к школе. Психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников.
Необходимость сотрудничества ДОУ и семьи в процессе подготовки ребенка к школе. Образование родителей будущих первоклассников: этапы, содержание формы. Устная информация: родительские собрания (групповые, общие), информационные мероприятия (конференции, диспуты, круглые столы и др.), дни открытых дверей, беседы с родителями, консультирование. Письменная информация: стендовая, информация в папках, информация на вертикальных держателях-вертушках, информация в родительском уголке, небольшие записочки для родителей о достижениях ребенка, визитная карточка ГБДОУ, информационные стенды, сенсорный киоск, проспект ГБДОУ, статьи в СМИ. Наглядная информация: фотографии, видеофильмы, награды ГБДОУ, продукты детской деятельности (рисунки, поделки, конструкции), дни открытых дверей. Деятельностная информация: информирование в совместной практической деятельности (семейные клубы, семейные встречи, выпуск семейных газет), проведение тренингов, семинаров-практикумов для родителей.
Тема 4. Технологии развития школьно значимых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4.1. Воспитание интереса к школе в процессе формирования мотивационной готовности.
Развитие представлений о школе у старших дошкольников: содержание и формы работы. Условия и содержание развития мотивов обучения в школе. Использование продуктивной деятельности как диагностического и развивающего средства.
4.2. Развитие социально-личностной готовности как приоритетного направления подготовки к школе.
Формирование готовности принять на себя роль школьника. Воспитание волевых качеств как основы для развития внимательности, ответственности, самостоятельности, организованности. Средства и методы развития у старших дошкольников умения управлять своим поведением. Развитие самоконтроля и самооценки.
4.3. Развитие познавательной активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Создание условий для проявления детьми исследовательского поведения. Использование детского экспериментирования в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Познавательно-речевое развитие ребенка, обучение грамоте. Проектный метод в обучении и воспитании старших дошкольников.
4.4. Укрепление физического здоровья как основы работоспособности будущих школьников
Значимость физического здоровья для будущего школьника. Формирование правильной осанки как залог профилактики школьных заболеваний. Развитие правильного дыхания. Воспитание у старших дошкольников умения заботиться о своем здоровье, выполнять несложные действия по поддержанию здоровья и работоспособности.
4.5. Игровые технологии подготовки ребенка к школьному обучению
Возможности игры в подготовке ребенка к школе. Игры на развитие самоконтроля и управление поведением. Игры на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, речь). Коммуникативные игры. Творческие игры. Подвижные игры.
Тема 5. Использование ИКТ в работе с детьми и родителями в процессе предшкольного образования.
ИКТ-средства в развитии кругозора старших дошкольников, возможности интерактивных панелей, Mimio.
Использование ИКТ-технологий в информировании родителей. Сайт детского сада как средство образования родителей и организации обратной связи с семьей.
Тема 6. Планирование работы по подготовке к школе в условиях общественного дошкольного образования
Формулирование целей и задач предшкольного образования на основе результатов диагностики. Планирование направлений работы: работа с дошкольниками, работа с родителями. Определение форм работы и ожидаемых результатов. Проектный метод как форма планирования целей и содержания подготовки детей к обучению в школе. Диагностика и мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Список основной литературы:
1. Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника. //Дошкольная педагогика. 2003. №2. С. 47-51.
2. Безруких М.М., Ефимова СП., Круглов Б.С. Как помочь первокласснику хорошо учиться. — М.. 2003.
3. Бабаева Т.И. У школьного порога. -СПб., 1993.
4. Готов ли ваш ребенок к школе ? //Под ред. Каменской В.Г., СПб, 1997.
5. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: Психологическое развитие ребенка до поступления в школу. — М., 1994.
6. Гилевич В.В. Детский сад и школа //Дошкольное воспитание. 1940. №10. С. 56-59.
7. Готовность к школе. /Под ред. Н.А.Дубровиной. — М, 1995.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Руководство практического психолога. — М., 2000.
9. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М., 2002.
10. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. — Минск, 1999.
11. Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М.’, 1987.
12. Лескова Г., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольников //Дошкольное воспитание. 1985. № 7. С.24-31.
13. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1986.
14. Мухина B.C. Что такое готовность к обучению ? //Семья и школа. 1987. №4. С. 25-28.
15. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М., 2002.
16. Рекомендации по организации приема в первый класс. //Дошкольная педагогика. 2003. № 7. С. 2-3.
17. Ульянкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе//Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 62-69.
18. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. — М., 2003.
19. Яковлева Т.А. Работоспособность — важный показатель готовности к школе//Дошкольное воспитание. 1995. №4. С. 45-48.
Список дополнительной литературы:
1. Белобрыкина О.А. Скоро в школу мы пойдем //Психолог в детском саду. 2005. №2. С.3-15.
2. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. — М., 1982.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М„ 1968.
4. Будницкая И.И., Катаева А.Б. Ребенок идет в школу. — М., 1994.
5. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. — М., 2003.
6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе.
7. 3емцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению. — М., 1997.
8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
9. Кондратенко Т.Д., Кортыло В.К., Ладывир С.А. Обучение старших дошкольников. — Киев, 1986.
10. Леви В. Нестандартный ребенок. — М., 1996.
11. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. — Кишинев, 1987.
12. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М, 1986.
13. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Социальная активность как структурный компонент готовности детей к обучению в школе. //Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Межвуз. Сб. науч. тр. — М., 1989.
14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. Ярославль, 1999.
15. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. — Минск, 1982.
16. Подготовка детей к школе в детском саду /Под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой, — М., 1977.
17. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.
18. Роджерс К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был Учителем. //Хрестоматия по педагогической психологии. — М., 1995.
19. Развитие личности ребенка от пяти до семи. — Екатеринбург, 2005.
20. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М., 1996.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М, 1998.
22. Сыэрд Ю. Формирование школьной зрелости ребенка. — Таллин, 1982.
23. Яшнова О.А. Проблемы подготовки ребенка к школе в зеркале успешности //Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2002. №2. С. 80-83.
Преподавательский состав:
1. Бабушкина В.И., заведующий ГБДОУ № 25
2. Полякова М.Н., канд. пед. наук, доцент
3. Синицына Е.А. – заместитель заведующего по УВР ГБДОУ № 25
4. Юдина Е.П. – педагог-психолог ГБДОУ № 25
5. Воспитатели и педагоги ГБДОУ №25 «Умка»
6. Воспитатели и педагоги дополнительного образования ОУ – сетевых партнеров