ЗАЯВКА
инновационного продукта
Полное наименование образовательного учреждения (далее – ОУ) | ГБДОУ детский сад №25 комбинированного вида Курортного района г. Санкт-Петербурга «Умка» |
ФИО руководителя ОУ | Бабушкина Валентина Ивановна |
ФИО научного руководителя (консультанта) ОУ, звание, должность, основное место работы | Полякова М.Н., к.пед.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ имени А.И.Герцена |
Адрес сайта в Интернете с указанием страницы, на которой размещены материалы по инновационному продукту | http://umka.edu.ruПродукт размещен на страничке «ОЭР в ГБДОУ» |
Наименование продукта, представляемого на конкурс (далее — продукт) | Программа внутрикорпоративного обучения педагогов ГБДОУ «Основы предшкольного образования» |
Автор (авторский коллектив) | Бабушкина В.И., Полякова М.Н., Синицына Е.А. |
Форма инновационного продукта | Программа КПК и ее методическое обеспечение |
Общее описание разработки (ключевые положения) |
|
Глоссарий
|
|
В системе образования Российской Федерации в последнее десятилетие отмечаются существенные изменения, влияющие на характер педагогического труда. Последние полтора-два десятилетия педагогической науки прошли под знаменами «Инновации» и «Человеческие ресурсы». Обновление содержания образования, вариативность, дифференциация методов и форм работы с детьми, широкое использование инновационных педагогических технологий как важного фактора развития оказывают существенное влияние на деятельность педагога, изменяют смысл и содержание педагогической практики. Успех реализации изменений образовательного процесса в соответствии с идеями модернизации образования определяется тем, насколько готов к принятию инноваций сам педагог.Все это требует поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности деятельности. Причем из всех ресурсов именно в «человеческом ресурсе» или «человеческом потенциале» скрываются наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации, самым ценным ресурсом любой организации и предприятия являются люди, так как именно они производят продукты и услуги. «Человеческий фактор» стал рассматриваться как объект инвестиций, более важный, чем оборудование и технологии. Это означает, что чем больше средств и внимания будет потрачено на подготовку персонала, чем результативнее будет организованно его обучение, тем более качественно в дальнейшем специалист выполнит свои задачи.
Сегодня же, при стремительном проникновении в лексикон педагогов новых терминов, понятий почти ничего не меняется в реальной образовательной практике на содержательной (а не формальной и поверхностной) основе, что обусловлено резким противоборством старого и нового в массовом педагогическом сознании, стремлением, одновременно, и к удержанию прежнего, стабильного, и пониманием необходимости перехода к иной, отличной от информационной, образовательной модели. Знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. А физические возможности человека усваивать все возрастающий год от года объем научной информации не безграничны. В связи с этим изжила себя практика проведения на базе институтов повышения квалификации академических курсов, на которых педагог получает преимущественно информацию в виде теоретических знаний, но не осваивает практические умения применения этих знаний. В последнее время приобретает все большую актуальность проблема повышения квалификации педагога как субъекта педагогического процесса. В рамках реализации масштабных отечественных проектов («Реформа в системе образования» и Национальный проект «Образование») сформулированы такие требования к уровню квалификации педагога, которые будут обусловлены не традициями, а происходящими проектируемыми и прогнозируемыми изменениями в системе образования. По утверждению С.Г. Вершловского, в современных условиях наиболее значимо, чтобы приобретенные взрослыми обучающимися знания и умения обеспечили высокий уровень компетентности. Внедрение компетентностного подхода (основа модернизации образования) предполагает изменение методов обучающей деятельности для получения новых образовательных результатов, повышения качества образования. Механизмом, который позволяет повысить профессиональное мастерство педагога, организовать локальную образовательную среду, обеспечивающую и инициирующую такой рост, может стать реализация идеи повышения квалификации кадров при использовании потенциала инновационных образовательных организаций, в т.ч. на базе ресурсных центров. В соответствии с Распоряжением Комитета по образованию №864-р от 19.05.2010 «О регулировании инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга» (Приложение 3) основными задачами ресурсного центра являются:
Представляемый здесь инновационный продукт – Программа повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений (организаций) «Основы предшкольного образования» разработан в ГБДОУ №25 «Умка», являющемся городским (2011г.) и районным (2012г.) ресурсным центром, с целью трансляции инновационного опыта по организации предшкольного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения. Мы рассматриваем это как форму внутрикорпоративного повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающую развитие компетентностей, значимых для работы в современной образовательной ситуации. Значимость направления «Предшкольное образование» для деятельности любого ДОУ очевидна и особых доказательств не требует. Достаточно заметить, что уровень подготовленности ребенка к школе – один из самых важных результатов деятельности ДОУ. Часто именно по нему родители, учителя, органы образования оценивают успешность работы педагогического коллектива детского сада. Хорошо подготовленный к школе ребенок не испытывает проблем в адаптации к новой образовательной ситуации, меньше болеет, лучше осваивает школьную программу, полноценно проживает период детства. Программа «Основы предшкольного образования» ориентирована на углубление компетентности педагогов ДОУ (как воспитателей, так и педагогов дополнительного образования) в решении проблемы организации подготовки ребенка к школьному обучению, выравнивания стартовых возможностей старших дошкольников на пороге школы. В основу проектирования целей и содержания программы положены следующие принципы:
Обучение по программе, реализуемой на базе ресурсного центра, носит выраженный практико ориентированный характер, теоретические знания апробируются слушателями еще в процессе обучения. Каждое занятие по программе включает теоретическую (лекционную) и практическую части. Используются преимущественно интерактивные формы передачи инновационного опыта: лекция-диалог с применением ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), мастер-классы, практикумы, тренинги, открытые просмотры работы воспитателя с детьми. (См Приложение 2) Наличие сайта, печатных и электронных материалов делает наш опыт более доступным для всех заинтересованных людей и организаций. Кроме того, программа предусматривает ознакомление слушателей с инновационным опытом нескольких образовательных учреждений. Это возможно при наличии сетевого взаимодействия, которое в нашем варианте включает еще трех участников реализации программы: ГБДОУ №59 Центрального района, ГБДОУ №1 Выборгского района, ОУ Прогимназия №677 Выборгского района. Выезды на новые площадки расширяют объем инновационного содержания, позволяют слушателям наблюдать разные варианты решения задач предшкольной подготовки, определять для своей профессиональной деятельности наиболее предпочтительные из них. Изложение теоретических аспектов сопровождается электронными презентациями, как правило, используется лекция-диалог с вопросами для активизации слушателей. Практическая часть включает открытые показы работы педагогов с детьми, демонстрирует применение только что прослушанной теории в практике работы. Кроме того, слушателям на каждом занятии по конкретной теме предоставляется изучаемое содержание в электронном или бумажном вариантах, так называемые «раздаточные материалы». Эта информация включает и теоретические сведения, и методические рекомендации по осваиваемой теме. Для осмысления новой информации слушатели выполняютдомашние практические задания, требующие творческого осмысления знаний, их преобразования с учетом условий осуществления профессиональной деятельности. В конце обучения слушатели индивидуально или в небольших подгруппах (по желанию) представляют разработанные на основе полученной информации методические материалы. Преимущественно это – детские проекты, новая, интересная, имеющая огромный развивающий потенциал форма. Все наработки слушателей также складываются в «копилку методических материалов» и распространяются в группе. Качество самостоятельно разработанных слушателями материалов высокое, поэтому в настоящее время ведется подготовка к публикации лучших из них. Такая организация курсов способствует развитию у педагогов познавательного интереса к профессии, активному освоению разнообразных приёмов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать своё образование и квалификационную категорию.
|
|
Аналоговый анализ |
|
Проблема организации постдипломного обучения взрослых не является новой. Существуют специальные образовательные учреждения (организации), основной целью которых является организация и проведение курсов повышения квалификации. В Санкт-Петербурге такую деятельность осуществляют АППО, ЛОИРО (для областной системы образования), районные ИМЦ и НМЦ, РГПУ имени Герцена, ресурсные центры (школы и дошкольные ОУ, учреждения дополнительного образования).Программ повышения квалификации для педагогов ДОУ предложено много, счет идет на десятки. Но ориентированных на предшколу программ немного. Анализ этих продуктов показал наличие нескольких программ, тематически близких нашей инновационной программе — 5, а также методические материалы в помощь педагогам подготовительных групп (1). (См. Приложение 1).
Часть из найденных программ ориентирована на учителей начальной школы (2), часть – на педагогов ДОУ (3). Практически все программы предполагают традиционную трансляцию содержания предшкольного образования слушателям курсов, «разбавленную» посещением образовательных учреждений для демонстрации практической работы с детьми. В описании предполагаемых результатов чаще встречается слово «знание», редко – «умение». Таким образом, основная цель реализации программ предшкольного образования – информационная. Такой подход к образованию взрослых исчерпал себя, он формализует обучение, делает его не субъектно ориентированным, мало развивающим именно практические умения по организации предшколы. Наверное, неслучайно поэтому, что из шести заявленных близких по тематике продуктов реально востребованы только 2: это методические материалы (ЛОИРО) и программа «Психолого-педагогические основания конструирования модели образовательного процесса в группах предшкольной подготовки» (на основе хозрасчёта) (АППО, кафедра дошкольного образования). Остальные программы теоретически существуют, но обучение по ним не ведётся. Преподавателями этих программ являются штатные методисты, каждый из них «читает» свое направление работы, чаще ориентируясь на требования теории, нежели на запросы практики. Таким образом, общее содержание предшколы «расчленяется» на отдельные предметные направления, а это не способствует его интеграции воспитателем в группе.
Предлагаемая нами программа имеет ряд существенных отличий:
Все вышесказанное позволяет утверждать, что качество представляемой нами программы существенно выше, чем у выявленных аналогов. Она действительно инновационная и по содержанию, и по форме проведения. |
|
Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта |
|
Об эффективности результатов свидетельствуют многочисленные положительные отзывы педагогов, прошедших обучение по инновационной программе «Основы предшкольного образования», ими даны положительные отзывы о проведенных мероприятиях, высокая оценка содержания и формы проведения курсов (100% слушателей дали такую оценку), в своих анкетах-отзывах педагоги отмечают актуальность тематики и современную форму организации обучения взрослых. Педагоги, посещающие наши курсы, отмечают практическую направленность содержания, отличную возможность его системного использования в своей профессиональной деятельности. (См Приложение 3)За 2011 год прошли обучение 75 воспитателей ДОУ из разных районов г. Санкт-Петербурга (в объеме от 36 до 72 часов). За 2012 год прошли обучение более 70 воспитателей Курортного района. Отметим, что все педагоги, посетившие первое занятие, посещали все остальные занятия, практически была обеспечена посещаемость на уровне 92-95%!).
О востребованности опыта свидетельствует включение нашей программы в качестве основы в программу курсов ФСП (Федеральной Стажировочной Площадки), модуль 2. Отмечен высокий спрос на этот модуль, который не снижается. Так, за 2012 год мы приняли участие в обучении 3 групп краткосрочных (6-ти часовых – 75 человек) и 8-и групп 36 часовой длительности обучения (около 200 слушателей). Таким образом, обучение по программе за два года прошли 345 слушателей – педагогов ДОУ. Реализация данного программного продукта позволяет:
|
__________________________ ____________________________ Заведующий ГБДОУ № 25