- Умка - http://umka.edu.ru -

Задачи педагогического коллектива ДОУ в 2015-2016 учебном году в связи с внедрением ФГОС ДО

Вступивший в действие с 1 января 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует воспитателя детского сада на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей и с учетом индивидуальной ситуации развития каждого ребенка. Данный документ определяет период дошкольного детства не как период подготовки к следующему этапу,  а как уникальный самоценный этап в общем развитии человека. ФГОС дошкольного образования  – это стандарт поддержки разнообразия детства, развития, возможностей.Вся деятельность педагогического коллектива детского сада должна быть направлена на решение задачи разностороннего развития дошкольников, егопозитивной социализации(умение строить отношения с людьми, заниматься деятельностью) и индивидуализации (раскрытие и поддержка детской индивидуальности, особости).

Детский сад для многих воспитанников едва ли не единственная возможность общаться со сверстниками,  научиться взаимодействовать с ними. С приходом в детский сад в представлении ребенка появляется образ сверстника как равного партнера по совместной деятельности и образ воспитателя как носителя определенных общественных норм и правил поведения. Важно заметить, что именно во взаимодействии со сверстником ребенок может проявить подлинную инициативу и получить неподдельную оценку своих действий (которые могут либо понравиться, либо не понравиться сверстнику). Именно этот, ничем незаменимый опыт, в дальнейшем окажет влияние на личностное развитие ребенка. Умение организовать общение детей, сформировать первый опыт дружбы сможет педагог, владеющий технологиями коммуникативного развития, в детском саду эти технологии имеют игровую основу.  В  коммуникативных играх воспитанники учатся слышать другого, познавать сходство и отличия себя с другими, убеждать, уступать, договариваться, решать проблемы.

В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. За последние годы появилось много новых замечательных средств образования детей, и прежде всего, это интерактивное оборудование и технологии его использования. Они помогают вовлечь ребенка в образовательный процесс, способствуют стимулированию детской активности и творчества, учат взаимодействовать с окружающими людьми, проявлять самостоятельность и ответственность, замечательно развивают интеллект.   Наши педагоги владеют такими технологиями, активно используют в образовательном процессе фото и видеоаппаратуру, интерактивные доски, сенсорные столы, умеют сами разработать интересные познавательные занятия с детьми с использованием ИКТ-технологий. Педагоги не только сами используют интерактивные средства, но и помогают дошкольникам их осваивать, тем самым расширяя для детей возможности познания окружающего мира.

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Задача современного детского сада – не столько обогатить представления ребенка, сколько помочь ему освоить средства и способы познания: наблюдение, экспериментирование, обследование, моделирование и другие. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов. А так же делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей.

Все это наполняет иным содержанием образовательную среду, большое внимание в которой отводится взаимодействию со сверстниками и взрослыми в организации различных видов деятельности. Замечу, что дошкольникам нравится среда детского сада, своей соразмерностью, разнообразием, это отражают результаты разных исследований. Но есть необходимость внесения изменений в среду в соответствии с современными требованиями, отраженными в том числе в дошкольном образовательном стандарте. Например, трансформируемость среды предполагает наличие особенного оборудования, которое можно использовать для разных целей. А это не только традиционные ширмы и модульные материалы, но и динамическое оборудование (передвижные столики, тумбы), балансиры, специальные системы крепления и прочие варианты. Важно, чтобы каждый ребенок участвовал в организации среды, смог найти содержание в соответствии со своими интересами и возможностями. Также предстоит поиск вариантов реализации требования ФГОС ДОпо созданию для детей разнообразных возможностей выбора: деятельности, партнёров по играм, инструментов, материалов, образовательного содержания и прочих выборов.

Успех реализации изменений образовательного процесса в соответствии с идеями модернизации образования определяется тем, насколько готов к принятию инноваций сам педагог. В «человеческом ресурсе» или «человеческом потенциале» скрываются наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации, самым ценным ресурсом любой организации и предприятия являются люди. Для того чтобы получать хорошие результаты образовательной деятельности, нужно полноценно использовать достижения педагогической науки, а это требует постоянного самообразования и обучения педагогов. Новый профстандарт педагога ориентирует на прохождение курсов повышения квалификации один раз в три года. Представляется, что большие резервы повышения квалификации педагогов заложены во внутрифирменном обучении, ориентированном на потребности конкретных педагогов и педагогического коллектива в целом.

Результаты качественного осуществления образовательной деятельности на уровне дошкольного образования положительно скажутся при переходе ребенка в школу. Несмотря на то, что в тексте дошкольного стандарта практически ничего не говорится о подготовке ребенка к школе, поскольку дошкольный период – самоценный период детства, в содержании требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены основы практически всех блоков универсальных учебных действий, формируемых на следующем уровне образования – в начальной школе.

  1. Совершенствование условий для сохранения и развития физического и психического  здоровья детей, и оптимизация  системы психологического сопровождения образовательного процесса для повышения качества образования.
  2. Внедрение в образовательную практику  информационных и коммуникационных технологий для повышения качества образования.
  3. Внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства.
    1. Совершенствование условий для поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста.
    2. Обеспечение условий, способствующих безопасности жизни, профилактике детского дорожно — транспортного травматизма и безопасности дорожного движения.
    3. Работа в режиме городской опытно-экспериментальной площадки по теме: «Разработка и апробация системы мониторинга качества дошкольного образования в условиях образовательного учреждения» с 01.01.2013 по 31.12. 2015 г.