- Умка - http://umka.edu.ru -

Аналитическая справка 2013-2014

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗА ПЕРИОД С 01.01.2013 г. ПО 01.12.2014 г.

Полное наименование ОУ:  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга «Умка»
Руководитель ОУ: Бабушкина Валентина Ивановна
Инновационный статус ОУ:  опытно-экспериментальная площадка
Тема:  Разработка и апробация системы мониторинга качества дошкольного образования в условиях образовательного учреждения
Этап работы: теоретический (с 01.01.2013 г по 31.08.2013), практический (с 01.09.2013г.)
Научный консультант:   Полякова Марина Николаевна
Контактный телефон ОУ: 437-46-27, 437-75-47, факс 437-46-27
Адрес электронной почты ОУ: mail@umka.edu.ru

1.    Описание этапа инновационной деятельности (в соответствии с Программой ОЭР), включающее в том числе:
    перечень мероприятий:
•    Определен состав творческой рабочей группы по реализации целей ОЭР (9 человек) (См. Приложение 1)
•    Составлен план встреч рабочей группы для реализации задач ОЭР, план сбора необходимой эмпирической и теоретической информации по проблеме ОЭР (См Приложение 2)
•    Определены и описаны теоретические основы педагогического мониторинга в ДОУ (Объем 2 п.л.) Отражены в публикациях №№4,6,8,9 (См. Приложение № 3)
•    Разработана в первом варианте технология мониторинга качества результатов деятельности ДОУ с учетом  ФГТ (Объем 12 п.л.) (материалы в электронном и текстовом варианте имеются в наличии)
•    Разработано примерное содержание семинара-практикума для педагогических кадров – субъектов педагогического мониторинга с целью их подготовки к реализации системы мониторинга в ДОУ (Материалы в стадии текстового оформления, черновые варианты в электронном и текстовом форматах имеются в наличии) (Примерное содержание в Приложении 4)
•    Начата реализация программы семинара-практикума с педагогическими работниками – субъектами педагогического мониторинга ГБДОУ №25 «Умка» (за отчетный период проведено 10 занятий)
•    Проведен «круглый стол» с педагогами ДОУ г.Санкт-Петербурга по проблеме педагогического мониторинга оценки результативности освоения детьми ООП (Дата проведения: 20 мая 2013 года, тема «Организация педагогического мониторинга в ДОУ», участники – заместители заведующих ДОУ, воспитатели, специалисты из разных районов г.Санкт-Петербурга, преподаватели и студенты Института детства РГПУ имени А.И.Герцена – всего 23 человек) (См. Приложение 5)
•    Прошли выступления на конференциях районного, городского и всероссийского уровня по проблеме мониторинга в ДОУ (См Приложение 6)
•    Подготовлена и проведена Интернет-конференция по теме «Педагогический мониторинг как инновационное средство оценки качества образования» (Полякова М.Н., декабрь 2012 г., портал «Завуч-инфо» http://www.zavuch.info/news/announces/104/)
    система поддержки субъектов инновационного процесса:
•    Введены в штатное расписание дополнительные ставки в связи с присвоением ГБДОУ инновационного статуса – 2 ставки
•    Осуществляется повышение квалификации сотрудников ГБДОУ, участвующих в решении задач опытно-экспериментальной работы ГБДОУ, в т.ч. и средствами внутрифирменного обучения (См Приложение 10, 4)
    Поощрение особо отличившихся в инновационной деятельности сотрудников грамотами и материальными поощрениями (на уровне города 5 педагогов, на районном уровне 9 педагогов)
    эффективность использования ресурсов (кадровых, материально-технических, финансово-экономических и т.п.):
•    Почти все педагоги детского сада (85%) активно участвуют в ОЭР, благодаря выделенным ставкам и выбору координаторов в рабочей группе по возрастным параллелям; это обеспечило своевременное проектирование экспериментальной работы и контроль за реализацией проекта
•    Использование фонда стимулирующих надбавок с учетом активности и результативности  участия в ОЭР способствует неформальному отношению к ОЭР у педагогических работников. Так, за участие в ОЭР (участие в открытых мероприятиях, разработка методических материалов, участие в обучающих семинарах) педагог может получить до 3 баллов, средняя оценка за этот показатель 2,6-2,7 балла
•    Активно используются имеющиеся технические средства для разработки диагностических методик по теме ОЭР на основе ИКТ (примерно 35% педагогов используют это средство для предъявления заданий детям), но преимущественно в варианте электронных презентаций
План по реализации задач ОЭР выполняется с опережением (См. Приложение 12), больше времени остается на рефлексию и описание результатов. Так, уже реализованы следующие задачи, намеченные на 2014 год: Разработана, описана и апробирована технология педагогического мониторинга оценки результативности образовательного процесса, объем методических материалов составил 12 п.л. Однако в связи с введением ФГОС ДО с 1 января 2014 года требуется коррекция содержания этого вида мониторинга, что и определено как задача на 2014 год.

2.    Система управления инновационной деятельностью:
    перечень и обоснование разработанных локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ в ходе реализации инновационного проекта (См Приложение 7)
    система «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности, ее влияние на рост эффективности инновационной деятельности учреждения в целом:
•    Была апробирована программа развития диагностических умений педагогов детского сада, разработанная в сетевом образовательном учреждении ГБДОУ №59 Центрального района. Необходимость реализации данной программы обусловлена темой ОЭР и выявленными на первом этапе эксперимента проблемами развития диагностических умений у воспитателей детского сада.
•    В апробации программы «внутрифирменного» повышения квалификации приняли участие все педагоги детского сада (воспитатели, логопеды, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования)
•    Результаты «внутрифирменного» повышения квалификации способствовали лучшему пониманию педагогами сущности процедур педагогической диагностики и педагогического мониторинга, что стимулировало творческий характер педагогического поиска, осознанность в подборке и разработке диагностических процедур для мониторинга, умение разрабатывать педагогический мониторинг педагогами ГБДОУ (в каждой возрастной группе есть методические разработки по мониторингу)
•    Повысилась компетентность педагогов в решении диагностических задач (Приложение 8)
    внесенные в программу реализации отчетного этапа инновационной деятельности коррективы и причины, побудившие к изменению хода инновационной работы:
•    Требуется коррекция разработанной процедуры мониторинга результативности деятельности образовательной организации в связи с выходом новых нормативных документов в РФ (Закон «Об образовании в РФ» — с 1 сентября 2013г.,  «ФГОС дошкольного образования» — с 1 января 2014г.), которые существенно изменяют подходы к организации мониторинговых процедур по оценке качества образования на уровне дошкольного образования в РФ. Эта коррекция началась, но потребуется время для соотнесения нормативных положений новых документов и уже имеющихся разработок процедуры мониторинга, который будет разрабатываться преимущественно как процедура ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА (самообследования). Нашим преимуществом явился опережающий программу ход решения экспериментальных задач, что делает ситуацию менее проблемной. Также есть возможность решать проявившиеся проблемы в сети учреждений, корректировка содержательных положений эксперимента планируется 10 декабря 2013 г. на сетевом мероприятии
наличие системы общественной экспертизы результатов инновационной деятельности;
Экспертиза результатов инновационной деятельности обеспечивается средствами
•    оценки достигнутых результатов профессиональным сообществом через сайт ГБДОУ, выступления на конференциях разного уровня (См Приложение 6), мастер-классы по проблеме ОЭР (например, мастер-класс Поляковой М.Н. для стажеров из Словении на базе Института детства РГПУ им. А.И.Герцена 5 июня 2013 года, тема «Мониторинг оценки качества дошкольного образования в России»)
•    востребованностью опыта работы ГБДОУ в системе дошкольного образования (на годовой семинар по проблемам педагогического мониторинга было подано более 30 заявок, много желающих педагогов пройти обучение по программе развития диагностических умений педагога детского сада, что свидетельствует о востребованности опыта); семинары по проблеме диагностики и мониторинга в детском саду широко востребованы педагогической общественностью города Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России. Есть множество письменных отзывов коллег с высокой оценкой представленного нашим детским садом опыта мониторинговой деятельности.  Многие педагоги отмечают понятность, доступность и наглядность мониторинга, его технологичность и неформальную направленность, выражают желание глубже познакомиться с опытом осуществления диагностической и мониторинговой деятельности нашего учреждения.
•    наличие значительного количества публикаций по проблеме ОЭР (См Приложение 3) в разных источниках, в т.ч. и журналах РИНЦ, ВАК свидетельствует об актуальности тематики ОЭР и интересе к ее результатам у педагогической общественности (в совокупности опубликовано более 6 п.л.).  Поскольку решение о публикации принимается советом печатного органа на основе мнения экспертов в данной сфере, можно утверждать о достаточно высоком качестве разрабатываемых по тематике ОЭР научно-методических продуктов.
    организация сетевого взаимодействия и сотрудничества с другими учреждениями:
•    Экспериментальная работа проводится с использованием потенциала сетевого взаимодействия преимущественно с ГБДОУ № 59 Центрального района,  а также при поддержке ГБДОУ №1 и Прогимназии 677 Выборгского района. На основе сетевого взаимодействия прошла апробация программы повышения компетентности педагогов дошкольного образования в решении задач педагогической диагностики и мониторинга, ведутся методические разработки педагогической диагностики и мониторинга с использованием потенциала ИКТ (интерактивные доски, Mimio)
•    Апробация мониторинга результатов освоения ООП осуществлялась на основе сотрудничества с ДОУ города (районы Красносельский, Невский, Выборгский, Адмиралтейский, Пушкинский, Кировский, Приморский) и кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ имени А.И.Герцена. Обсуждение результатов состоялось 20 мая 2013 года при участии преподавателей и студентов кафедры дошкольной педагогики (См. Приложение 5). Представители практики поделились результатами апробации мониторинга результативности освоения ООП детьми,  высоко оценив методические материалы; ими были высказаны предложения по совершенствованию процедуры мониторинга, что очень ценно для нашей дальнейшей работы по теме ОЭР.

3.    Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности:
    Разработана система оценки качества результатов деятельности ДОУ средствами педагогического мониторинга. Данный продукт  включает
•    Описание теоретических основ педагогического мониторинга качества образования в ДОУ
•    Описание процедуры педагогического мониторинга качества результатов образовательной деятельности ДОУ
•     Учебно-методические материалы по оценке качества результатов (с учетом ФГТ)
    Разработано методическое обеспечение для педагогов детских садов к проведению педагогического мониторинга результативности образовательной деятельности ДОУ
•    Комплект учебно-методических материалов по проведению педагогического мониторинга в группах детей разного возраста (младший, средний, старший дошкольный возраст)
•    Разработаны формы для фиксации наблюдений и результатов выполнения детьми диагностических ситуаций, удобные для дальнейшего анализа
Показатели эффективности проведения ОЭР приведены в Приложении 11. Материалы организации мониторинга переведены на электронные носители и доступны для педагогов ДОУ. Примеры продуктов представлены в Приложении 9. В целом, задачи первого года ОЭР выполнены полностью (См. Приложение 12)

Подпись руководителя ОУ
________________________/___________________/
подпись                                  ФИО
Подпись научного консультанта
________________________/___________________/
подпись                                  ФИО
«_____» ______________ 200____ года